Как побороть лень, творческий тупик, творческую яму, долину творческой смерти и писать даже тогда, когда ну совсем не идёт.

Важно понимать: лень – не есть что-то плохое. Когда мы ленимся, то либо избегаем, либо упрощаем.

Главный принцип: Лень не враг, а союзник.

Если стремиться исходить из этой позиции, то возникновение лени можно интерпретировать как обратную связь от мозга. Он как бы говорит нам, что стоит сосредоточиться на самом не ресурсоёмком процессе творчества: фиксации идей.

Фиксация идей вместо написания текста книги или рассказа

Когда лениво заниматься работой над текстом, нужно просто переключиться от рутинных задач к более приятным и быстро формализуемым мозгом в статус «завершённых». Когда мы пишем текст, особенно только начинаем – то понимаем, что до финального результата ещё далеко. С другой стороны, если мы просто занимаемся фиксацией идей, хранимых в голове, то это вроде даже и не писательство. Просто очередная задачка на 5-10 минут, которая быстро приносит удовлетворение от проделанной работы.

Бывает мне сложно заставить себя сесть и работать над дальнейшим текстом (или упаси – над чем-то новым). В такой ситуации я просто, как бы уговариваю мозг расслабиться и не париться за результат. Просто сажусь и начинаю набрасывать в текст всё что приходит в голову. Это может быть хаотичный набор тезисов, зарисовок, персонажей, локаций, событий. Да чего угодно. В такой момент не нужно структурировать, связывать и выдавать лаконичность. Самое главное – это сесть и начать писать хотя бы что-то, что содержится в голове.

Обычно через минут 10-30 такой работы мозг включается и вспоминает, что ему вообще-то нравится писать и он готов заниматься этой работой уже на более серьёзном уровне. Тогда я просто перечитываю и структурирую те заметки, что написал за прошедшие полчаса.

Практика показывает – в ходе фиксации идей получается то, что я называю «Грубый пересказ». Это первый этап авторской техники для эффективной работы над текстом, которая позволяет писать быстро и много (об этой технике писал прежде в статье – Как научиться быстро писать. Авторская техника «Двойной пересказ»).

Кстати, именно благодаря этой технике у меня есть смелость поставить себе на 2021 год цель написать 20 рассказов.

Как бороться с прокрастинацией писателю

Как уже упоминал выше, лень – не враг. Она очень полезна. Не зря же говорят, что лень – двигатель прогресса. Вот чего стоит опасаться – так это прокрастинации!

Прокрастинация у писателя, который находится в процессе написания книги, появляется из-за удалённого горизонта окончания процесса. Глава за главой пишется, а книга всё никак не заканчивается. Появляются новые идеи, которые гениальностью затмевают старые. Персонажи кажутся нераскрытыми, мотивы глупыми и не логичными, а события вялотекущими. На фоне всего этого появляется чувство, что автор тратит время впустую и читать написанное никто не станет. Писатель теряет веру в себя и историю, которую пишет.

У меня такое случалось несколько раз в процессе написания книги «Волот. Чужая Земля». Поначалу было тяжело справиться с этим опустошительным чувством, из-за которого теряется весь смысл продолжать работу, а уже проделанная воспринимается впустую потраченным временем.

Как ни странно, и здесь мне помог подход с фиксацией идей и техникой «Двойной пересказ». Он оказался настолько эффективным, что мне удалось бОльшую часть своей книги написать за 28 дней непрерывной работы. Я писал каждый день (за исключением только одного единственного дня за все 28!!!). В то время как первую, меньшую половину книги я писал 3 месяца.

Так что, если вас посетила лень или вы угодили в творческий тупик, творческую яму, долину творческой смерти и писательство ну совсем не идёт, попробуйте фиксировать идеи и применить технику «Двойной пересказ».

Мне помогло!

———
Денис Ушаков
denisushakov.com